Адвокат Дмитрий Петров, Москва

Апелляционное определение Московского городского суда от 28 сентября 2012 года по делу №11-19634 - обжалование снятия с очереди на жилье

Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе председательствующего Расторгуевой Н.С. и судей Пашкевич А.М., Харитонова Д.М. при секретаре Процевской Е.А.,

заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Пашкевич А.М. дело по апелляционной жалобе ответчика Департамента жилищной политики и жилищного фонда города Москвы на решение Хамовнического районного суда г. Москвы от 06 июня 2012 года, которым постановлено:

Признать незаконным распоряжение Департамента жилищной политики и жилищного фонда города Москвы от 15 декабря 2011 года № Р51-11242 «Об отмене распоряжения Департамента жилищной политики и жилищного фонда города Москвы от 10.11.2011 г. № P51-7827 «О предоставлении Л.Б. (на семью из 2-х человек) жилого помещения по договору социального найма с освобождением занимаемого жилого помещения» и снятии с жилищного учета».

Обязать Департамент жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы заключить с Л.Б. договор социального найма жилого помещения: квартиры ** дома ** корпус ** по улице *** в городе Москве, указав в качестве членов семьи нанимателя дочь И.Г., 28.01.1982 года рождения,

Установила:

Л.Б., И.Г. обратились в суд с заявлением к Департаменту жилищной политики и жилищного фонда города Москвы о признании распоряжения незаконным и обязании заключить договор социального найма жилого помещения, мотивируя свои требования тем, что ответчик без достаточных оснований отменил распоряжение о предоставлении Иваовой Л.Б. и членам ее семьи жилого помещения и снял истцов с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий. Истцы просили суд признать незаконным распоряжение Департамента жилищной политики и жилищного фонда города Москвы от 15 декабря 2011 года №Р51-11242 и обязать ответчика заключить с Л.Б. договор социального найма жилого помещения: квартиры ** дома ** корпус ** по улице *** в городе Москве, указав в качестве членов семьи нанимателя дочь И.Г.

В судебное заседание представитель истцов адвокат Петров Д.В. явился, иск поддержал в полном объеме.

Представитель ответчика в судебное заседание явился, иск не признал.

Судом постановлено приведенное выше решение, об отмене которого по доводам апелляционной жалобы просит ответчик

Департамент жилищной политики и жилищного фонда города Москвы.

Выслушав в заседании судебной коллегии объяснения представителей ответчика Департамента жилищной политики и жилищного фонда города Москвы по доверенности Е.Б., А.М., которые поддержали доводы апелляционной жалобы, представителя истцов Л.Б. и И.Г. по доверенности адвоката Петрова Д.В., который просил решение суда оставить без изменения, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия находит, что решение суда подлежит изменению по следующим основаниям.

В силу ст.21 Закона г. Москвы от 14.06.2006 № 29 «Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения» решение о предоставлении жителям города Москвы в пользование либо об оказании помощи в приобретении ими с помощью города Москвы жилых помещений в собственность принимают уполномоченные органы исполнительной власти города Москвы. Решение о предоставлении жителям города Москвы в пользование либо об оказании помощи в приобретении ими с помощью города Москвы жилых помещений в собственность является основанием для заключения соответствующих договоров в отношении жилых помещений.

В случае отказа жителей города Москвы от трех предложенных различных жилых помещений, которые соответствуют предъявляемым законодательством требованиям к качеству и размерам жилого помещения, установленным для семьи определенной численности и состава, и пригодны для заселения и постоянного проживания, данные жители города Москвы подлежат исключению из программы обеспечения жилыми помещениями на год и переводятся в отдельный список нуждающихся, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями после выполнения программы обеспечения жилыми помещениями на следующий год. Жителям города Москвы, включенным в программу обеспечения жилыми помещениями на год, предлагается не более трех жилых помещений.

В случае отказа жителей города Москвы, включенных в отдельный список нуждающихся, от двух предложенных жилых помещений, которые соответствуют предъявляемым законом города Москвы требованиям к качеству и размерам жилого помещения, установленным для семьи данной численности и состава, и пригодны для заселения и постоянного проживания, уполномоченные органы в порядке, установленном статьями 20, 21 и 22 настоящего Закона, принимают решение о предоставлении таким гражданам последнего предложенного им жилого помещения для заключения соответствующего договора.

При принятии решений о предоставлении в пользование или об оказании помощи в приобретении в собственность жителями города Москвы жилых помещений уполномоченными органами исполнительной власти города Москвы осуществляется проверка сведений о наличии у заявителя и членов семей иных жилых помещений (частей жилых помещений), в отношении которых они обладают самостоятельным правом пользования или правом собственности, а также о совершении ими действий, указанных в статье 10 настоящего Закона.

В зависимости от результатов проверки принимается следующее решение:

1) о снятии заявителя с жилищного учета или учета нуждающихся в содействии города Москвы в приобретении жилых помещений в рамках городских жилищных программ;

2) об изменении срока предоставления в пользование или приобретения в собственность с помощью города жилых помещений в порядке и основаниям, указанным в статье 10 настоящего Закона;

3) о предоставлении в пользование или приобретении в собственность с помощью города жилых помещений в порядке, установленном настоящим Законом.

Согласно ст. 41 Закона г. Москвы от 14.06.2006 № 29 «Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения» договор о предоставлении жилого помещения заключается между гражданином и городом Москвой в лице уполномоченного органа исполнительной власти города Москвы в течение 30 дней со дня принятия уполномоченным органом исполнительной власти города Москвы решения о предоставлении жилого помещения.

В случае отказа гражданина от заключения договора или пропуска им срока, указанного в части 1 настоящей статьи, более чем на один месяц по неуважительной причине решение признается уполномоченными органами, принявшими его, недействительным и гражданин снимается с жилищного учета или учета нуждающихся в содействии города Москвы в приобретении жилых помещений в рамках городских жилищных программ с обязательным письменным уведомлением его об этом. Указанное решение может быть обжаловано в судебном порядке.

Судом первой инстанции установлено, что Л.Б. с семьей из 4-х человек (она, дочь И.Г., 1982 г.р., дочь Л.Г., 1985 г.р., внук Я.П., 2008 г.р.) зарегистрирована в общежитии по адресу: г. Москва, ул. Мясницкая, ***, где занимают койко-место. 

Семья Л.Б. в составе 3-х человек (она, дочь И.Г., 1982 г. p., дочь Л.Г., 1985 г.р.) была признана нуждающейся в улучшении жилищных условий в 1991 году по категории «одинокие матери». 

Распоряжением Префекта Центрального административного округа города Москвы от 01.10.2008 года №4255-рзп Л.Г. на семью из 2-х человек (она, муж) с учетом беременности, как участникам программы «Молодой семье доступное жилье», предоставлена по договору купли-продажи с рассрочкой платежа 2-х комнатная квартира площадью жилого помещения 59,4 кв.м., общей площадью 58,4 кв.м. и жилой площадью 34,4 кв.м. по адресу: Московская область, ***, со снятием с жилищного учета. 

В 2010 году семья Л.Б. (2 человека) была включена в список на обеспечение жилой площадью по договору социального найма, в связи с чем ей было предложено 3 варианта двухкомнатных квартир: смотровые талоны от 09.03.2010 г. (2-х комнатная квартира по адресу: ул. Брусилова, дом 15, кв. 99), от 09.03.2010 г. (2-х комнатная квартира по адресу: ул. Интернациональная, дом 12, кв. 56), от 17.03.2010 г. (2-х комнатная квартира по адресу: ул. Доброслободская, дом 4, кв. 148). 

Согласия на предложенные варианты от Л.Б. не поступило, что не оспаривалось в судебном заседании. 

В связи с вышеизложенным распоряжением префекта ЦАО от 16.12.2010 года № 4244-рзп семья Л.Б была исключена из программы реализации жилой площадью на 2010 год, и срок обеспечения жилой площадью был перенесен. 

В 2011 году семье Л.Б. было предложено 2 варианта улучшения жилищных условий: двухкомнатная квартира по адресу: ул. Изюмская, дом 57, кв. 62 и двухкомнатная квартира по адресу: ул. Гольяновская, дом 7а, кв.134. Согласие на заключение договора найма по одному из указанных адресов от истца также не поступало.

10 ноября 2011 года издано распоряжение Департамента жилищной политики и жилищного фонда города Москвы № р51-7827 о предоставлении Л.Б. (на семью из 2-х человек) жилого помещения по договору социального найма 2-х комнатной квартиры по адресу: ул. Усачева, дом 19, корп. 3, кв. 43 с освобождением занимаемой площади и снятием с жилищного учета. Данная квартира была предложена истцу письмом Управления Департамента жилищной политики и жилищного фонда города Москвы в Центральном административном округе от 18.07.2011 года № Л-1783/1(11), направленным с уведомлением о вручении, которое вернулось в связи с истечением сроков хранения. Выписка из распоряжения истцом не получена.

Распоряжением Департамента жилищной политики и жилищного фонда города Москвы от 15.12.2011 года № р51-11242 ранее принятое решение о предоставлении жилой площади по адресу: г. Москва, ул. Усачева, дом 19, корп. 3, кв.43 было отменено, выписка из распоряжения аннулирована, а семья снята с жилищного учета без предоставления жилого помещения.

Разрешая требования истцов о признании незаконным распоряжения Департамента жилищной политики и жилищного фонда города Москвы от 15 декабря 2011 года № Р51-11242 в части снятия с жилищного учета Л.Б. с семьей из двух человек (она, И.Г.), суд первой инстанции правильно руководствовался нормами материального права – ст. ст. 49, 51, 52, 56 ЖК РФ, ст. ст. 21, 41 Закона г. Москвы от 14.06.2006 года «Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения» и пришел к обоснованному выводу о том, что в указанной части данное распоряжение подлежит отмене.

С такими выводами суда соглашается судебная коллегия, поскольку собранными по делу доказательствами подтверждается, что Л.Б. не получала выписку из распоряжения Департамента жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы №р51-7827 о предоставлении жилого помещения по договору социального найма двухкомнатной квартиры по адресу: г. Москва, ул. Усачева, дом 19, корп.3, кв.43, и смотровой ордер, что лишило ее возможности выразить свое отношение к предложенному варианту жилого помещения. 

Доводы жалобы представителя ответчика о том, что Департаментом жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы принимались все возможные, предусмотренные законом меры для извещения истцов о предоставлении жилой площади, а суд пришел к неправильному выводу об удовлетворении требований в указанной части, коллегия находит несостоятельными. 

Так, из материалов дела следует, что письма Управления Департамента жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы в ЦАО от 18.07.2011 года, 11.11.2011 года, направленные в адрес заявителей с уведомлением о вручении, возвращены отделением связи без вручения за истечением сроков хранения. Каких-либо иных мер для уведомления истцов не было предпринято ответчиком, и истцы не отказались, как это предусмотрено Законом г. Москвы №29 от 14.06.2006 года, от предлагаемого им жилого помещения. 

По смыслу ст.41 Закона г. Москвы №29 от 14.06.2006 года «Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения» гражданин снимается с жилищного учета в случае отказа от заключения договора или пропуска им срока более чем на один месяц по неуважительной причине. 

Следовательно, законных оснований для снятия семьи Л.Б. с жилищного учета не имелось.

Между тем, вывод суда в части признания незаконным распоряжения Департамента жилищной политики и жилищного фонда города Москвы от 15.12.2011 года № Р51-11242 об отмене распоряжения Департамента жилищной политики и жилищного фонда города Москвы от 10.11.2011 года №Р51-7827 о предоставлении Л.Б. (на семью из 2-х человек) жилого помещения по договору социального найма с освобождением занимаемого жилого помещения судебная коллегия находит ошибочным, поскольку он противоречит собранным по делу доказательствам и требованиям Закона г. Москвы №29 от 14.06.2006 года «Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения». 

Судебная коллегия полагает, что у ответчика имелись законные основания для издания распоряжения «Об отмене распоряжения Департамента жилищной политики и жилищного фонда города Москвы от 10.11.2011 года №Р51-7827 «О предоставлении Л.Б. (на семью из 2-х человек) жилого помещения по договору социального найма с освобождением занимаемого жилого помещения», поскольку в установленный законом срок – 30 дней со дня принятия решения о предоставлении жилого помещения Л.Б. не обратилась в Департамент жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы по вопросу заключения договора социального найма на предоставленную площадь.

Удовлетворяя требования заявителей об обязании Департамента жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы заключить с Л.Б. договор социального найма жилого помещения: квартиры 43 дома 19 корпус 3 по улице Усачева в городе Москве с указанием в качестве членов семьи нанимателя дочь И.Г., 28.01.1982 года рождения, суд первой инстанции исходил из того, что жилое помещение, расположенное по адресу: г. Москва, ул. Усачева, дом 19, корпус 3, кв.43, находится в собственности города Москвы и является свободным, при этом истцы в судебном заседании выразили согласие на заключение договора социального найма указанной квартиры. 

С данным выводом суда первой инстанции коллегия не может согласиться, поскольку он не соответствует фактическим обстоятельствам дела.

В качестве доказательства того, что спорное жилое помещение является свободным, суд принял во внимание справку ГКУ «Инженерная служба района Хамовники», не истребовав документов в отношении спорного объекта недвижимости в регистрирующем органе.

В силу ч.2 ст.56 ГПК РФ суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, выносит обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какие-либо из них не ссылались. 

Согласно ч.1 ст.57 ГПК РФ доказательства представляются сторонами и другими лицами, участвующими в деле. Суд вправе предложить им представить дополнительные доказательства. В случае, если представление необходимых доказательств для этих лиц затруднительно, суд по их ходатайству оказывает содействие в собирании и истребовании доказательств.  

Судом первой инстанции при разрешении спора не учтено, что исключительными полномочиями по регистрации перехода права собственности на жилое помещение обладает Управление федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по г. Москве в соответствии с Федеральным Законом от 21.07.1997 года №122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним». 

К апелляционной жалобе представителем ответчика приложен договор мены от 19 марта 2012 года, заключенный между Департаментом жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы и Е.Э., по которому Е.Э. и ее сын А.У. приобрели право собственности на жилое помещение по адресу: г. Москва, ул. Усачева, дом 19, корпус 3, кв.43 (л.д. 82). Указанный договор зарегистрирован 30 марта 2012 года в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по городу Москве. 

При таких обстоятельствах на момент разрешения спора по существу квартира №43 дома №19 корпус 3 по ул. Усачева в г. Москве не являлась ни собственностью города Москвы, ни свободной, в связи с чем возложение судом на Департамент жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы обязанности по заключению с Л.Б. договора социального найма указанного жилого помещения является неправомерным. 

Учитывая изложенное, в соответствии с п.2 ст.328 ГПК РФ судебная коллегия считает необходимым изменить решение суда от 06 июня 2012 года, изложив резолютивную часть решения в следующей редакции: Признать незаконным распоряжение Департамента жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы № Р51-11242 от 15 декабря 2011 года в части снятия с жилищного учета Л.Б. с семьей из двух человек (она, И.Г.). В остальной части требований Л.Б. отказать. 

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

Определила:

Решение Хамовнического районного суда г. Москвы от 06 июня 2012 года изменить, изложив резолютивную часть решения в следующей редакции:

Признать незаконным распоряжение Департамента жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы № Р51-11242 от 15 декабря 2011 года в части снятия с жилищного учета Л.Б. с семьей из двух человек (она, И.Г.).

В остальной части требований Л.Б. отказать.

адвокат по жилищным вопросам (Москва)