Адвокат Дмитрий Петров, Москва

Решение Дорогомиловского районного суда г. Москвы от 24.12.2013 г.

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

24 декабря 2013 г.

Дорогомиловский районный суд г. Москвы

в составе председательствующего судьи Шипиковой А.Г.,

при секретаре Адиятуллиной А.Р.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1973/2013 по иску З. к Департаменту жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы о признании права пользования квартирой, обязании заключить договор социального найма, признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации, третье лицо Управление Росреестра по Москве,

установил:

З. с учетом уточнений от ДД.ММ.ГГГГ обратилась в суд с иском к Департаменту жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы о признании права пользования жилым помещением, обязании заключить с ней договор социального найма на жилое помещение по адресу: г. Москва, <адрес>, корпус 1, <адрес>, признании права собственности на указанную квартиру в порядке приватизации.

Свои требования мотивировала тем, что З. зарегистрирована по месту жительства и проживает в квартире по указанному адресу на основании служебного ордера от ДД.ММ.ГГГГ № №, выданного на основании решения № 397-р от ДД.ММ.ГГГГ Киевского райсовета.

Спорная жилая площадь была предоставлена З. на семью из двух человек (З. и дочь ФИО6) в связи с ее трудовой деятельностью в ЖРЭУ Московского телевизионного завода «Рубин». На указанном предприятии истец отработала в течение 22 лет с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ

Распоряжением Мэра Москвы от ДД.ММ.ГГГГ № 1203-РМ «О передаче ведомственного жилищного фонда от предприятий оборонно-промышленного комплекса, легкой и текстильной промышленности, расположенных в г. Москве, в собственность г. Москвы в 1998 г.» Департаменту государственного и муниципального имущества города Москвы, префектам административных округов, предписано принять в собственность жилой дом, в котором расположена спорная квартира.

Распоряжением Префекта ЗАО г. Москвы от ДД.ММ.ГГГГ № 1492-РП, жилой дом, в котором расположена спорная квартира, передан на баланс муниципального предприятия – дирекции единого заказчика МО «Филевский парк».

ДД.ММ.ГГГГ Генеральным директором ОАО МТЗ «Рубин» утверждено соглашение о передаче жилищного фонда ОАО МТЗ «Рубин» в составе шести жилых корпусов на баланс и эксплуатацию ДЭЗ РФ «Филевский парк», в том числе жилого дома по адресу: г. Москва, <адрес>, корпус 1, в котором расположена спорная квартира.

ДД.ММ.ГГГГ З. обратилась в Департамент жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы с заявлением о приватизации занимаемого жилого помещения, однако ответ на указанное обращение истца до настоящего времени истцом не получен.

В судебном заседании представитель истца адвокат Петров Д.В. по доверенности, заявленные уточненные исковые требования поддержал по доводам иска.

Представитель Департамента жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы ФИО8 в судебное заседание не явился, извещался надлежащим образом, представил письменный отзыв, в котором иск не признал, указывая, что истец занимает служебное жилое помещение, которое приватизации не подлежит. Обратился о рассмотрении дела в отсутствие представителя.

Представитель Управления Росреестра по Москве в судебное заседание не явился, извещался надлежащим образом.

Дело рассмотрено в отсутствие ответчика и третьего лица в порядке ст. 167 ГПК РФ.

Выслушав представителя истца, исследовав письменные материалы дела, суд считает исковые требования подлежащими удовлетворению частично по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 2 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ» Граждане Российской Федерации, имеющие право пользования жилыми помещениями государственного или муниципального жилищного фонда на условиях социального найма, вправе приобрести их на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, в общую собственность либо в собственность одного лица, в том числе несовершеннолетнего, с согласия всех имеющих право на приватизацию данных жилых помещений совершеннолетних лиц и несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет.

В соответствии со ст. 4 Закона не подлежат приватизации жилые помещения, находящиеся в аварийном состоянии, в общежитиях, в домах закрытых военных городков, а также служебные жилые помещения, за исключением жилищного фонда совхозов и других сельскохозяйственных предприятий, к ним приравненных, и находящийся в сельской местности жилищный фонд стационарных учреждений социальной защиты населения.

В соответствии со ст. 6 вышеназванного закона, передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченными собственниками указанных жилых помещений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также государственными или муниципальными унитарными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, государственными или муниципальными учреждениями, казенными предприятиями, в оперативное управление которых передан жилищный фонд.

В соответствии со ст. 7 вышеназванного закона передача жилых помещений в собственность граждан оформляется договором передачи, заключаемым органами государственной власти или органами местного самоуправления поселений, предприятием, учреждением с гражданином, получающим жилое помещение в собственность в порядке, установленном законодательством. При этом нотариального удостоверения договора передачи не требуется и государственная пошлина не взимается.

В силу ст. 10 ЖК РФ жилищные права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными правовыми актами, а также из действий участников жилищных отношений, которые хотя и не предусмотрены такими актами, но в силу общих начал и смысла жилищного законодательства порождают жилищные права и обязанности. В соответствии с этим жилищные права и обязанности возникают из договоров и иных сделок, предусмотренных федеральным законом, а также из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных федеральным законом, но не противоречащих ему.

В соответствии со ст. 49 ЖК РФ, по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного и муниципального жилищного фонда. По смыслу указанной статьи правом на получение жилого помещения по договору социального найма обладают малоимущие граждане, признанные в установленном законом порядке нуждающимися в жилых помещениях.

Согласно ст. 93 ЖК РФ служебные жилые помещения предназначены для проживания граждан в связи с характером их трудовых отношений с органом государственной власти, органом местного самоуправления, государственным унитарным предприятием, государственным или муниципальным учреждением, в связи с прохождением службы, в связи с назначением на государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации либо в связи с избранием на выборные должности в органы государственной власти или органы местного самоуправления.

Согласно ч. 1 ст. 23 Закона г. Москвы «Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения», жилые помещения из жилищного фонда города Москвы по договору социального найма предоставляются жителям города Москвы, принятым на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий для предоставления им жилых помещений по договору социального найма, а также жителям города Москвы, признанным в установленном настоящим Законом порядке нуждающимися в жилых помещениях.

В соответствии с Постановлением Правительства Москвы от 26 апреля 2011 года № 158-ПП «О внесении изменений в Постановление Правительства Москвы от 5 августа 2008 г. № 711-ПП» с гражданами, проживающими в жилых помещениях, ранее предоставленных им на условиях субаренды или в качестве служебных жилых помещений, проработавшим в организациях, предприятиях, предоставивших жилые помещения, или в общей сложности в организациях, финансируемых за счет бюджета г. Москвы 10 и более лет, заключаются на занимаемые ими жилые помещения договоры социального найма.

В соответствии с Постановлением Правительства Москвы от 26 апреля 2011 года № 158-ПП «О внесении изменений в Постановление Правительства Москвы от 5 августа 2008 г. № 711-ПП» с гражданами, проживающими в жилых помещениях, ранее предоставленных им на условиях субаренды или в качестве служебных жилых помещений, проработавшим в организациях, предприятиях, предоставивших жилые помещения, или в общей сложности в организациях, финансируемых за счет бюджета г. Москвы 10 и более лет, заключаются на занимаемые ими жилые помещения договоры социального найма в случае, если занимаемое жилое помещение и суммарная площадь всех жилых помещений или их частей, в отношении которых кто-либо из членов семьи обладает самостоятельным правом пользования, либо правом собственности, не превышает размеры площади жилого помещения, указанные в ст. 20 Закона города Москвы «Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения», в случае превышения размеров площади жилого помещения, указанные граждане имеют право на выкуп жилого помещения, но не более одной комнаты на человека.

Определением Верховного суда РФ от  от 17 апреля 2013 г. № 5-АПГ13-8 признано противоречащим федеральному законодательству и недействующим с момента вынесения настоящего решения пункт 1.1 Положения о порядке использования жилых помещений, находящихся в собственности города Москвы, ранее предоставленных гражданам по договорам субаренды или в качестве служебных жилых помещений, утвержденного Постановлением Правительства Москвы от от 5 августа 2008 г. № 711-ПП «О порядке использования жилых помещений, находящихся в собственности города Москвы, ранее предоставленных гражданам по договорам субаренды или в качестве служебных жилых помещений» (в редакции постановления Правительства Москвы от 26 апреля 2011 года № 158-ПП).

По смыслу указанного определения, условие оформления (заключения) договора социального найма в указанном случае, исходя из норматива предоставления жилой площади, препятствует реализации права граждан на жилое помещение по договору социального найма, ранее предоставленного им на законных основаниях как работникам соответствующего государственного или муниципального предприятия (учреждения) и проработавшим в организациях (предприятиях), предоставивших жилые помещения в общей сложности 10 и более лет.

При изменении режима жилого помещения оформление (заключение) договора социального найма на жилое помещение с гражданами, проживающими в таком жилом помещении само по себе не свидетельствует о предоставлении другого жилого помещения и не влечет изменения предмета договора. Оно является по своей сути признанием и подтверждением правомерного пользования и владения гражданином жилым помещением и потому не может быть поставлено в зависимость от норматива предоставления жилого помещения по договору социального найма, поскольку объектом жилищных прав в этом случае являются жилые помещения, хоть и находящиеся в собственности г. Москвы, но ранее предоставленные гражданам на законных основаниях и с учетом существующего на момент предоставления жилых помещений норматива предоставления, и право на которые у граждан возникло до введение в действие Жилищного кодекса РФ.

В соответствии с п. 3 приложения № к Постановлению Верховного Совета РФ от от 27.12.1991 №3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт – Петербурга и муниципальную собственность», жилищный фонд, находящийся в управлении местной администрации, в том числе здания и сооружения, ранее переданные ими в ведение (на баланс) другим юридическим лицам, отнесены к муниципальной собственности, что предполагает, как это следует исходя из смысла ст. 7 Федерального закона № 189-ФЗ «О введение в действие Жилищного кодекса РФ», применение к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежавших государственным и муниципальным предприятиям либо государственным и муниципальным учреждениям использовавшихся в качестве общежития и переданных в ведение органов местного самоуправления, норм Жилищного кодекса РФ о договоре социального найма. Сообразно с этим определяется и дальнейшая юридическая судьба правоотношений, возникших ранее при аналогичных обстоятельствах в связи с договорами служебного найма жилых помещений.

Указанные жилые помещения при передаче в муниципальную собственность утрачивают статус служебных и к ним применяется правовой режим, установленный для жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма.

В судебном заседании установлено, З. зарегистрирована по месту жительства и проживает в двухкомнатной квартире по адресу: г. Москва, <адрес>, корпус 1, <адрес>, общей площадью 33,9 кв.м., жилой площадью 20,5 кв.м. на основании служебного ордера от ДД.ММ.ГГГГ № №, выданного на основании решения № 397-р от ДД.ММ.ГГГГ Киевского райсовета.

Спорная жилая площадь была предоставлена З. на семью из двух человек (З. и дочь ФИО6) в связи с ее трудовой деятельностью в ЖРЭУ Московского телевизионного завода «Рубин». На указанном предприятии истец отработала в течение 22 лет с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ

Распоряжением Мэра Москвы от от 27 ноября 1998 года № 1203-РМ  «О передаче ведомственного жилищного фонда от предприятий оборонно-промышленного комплекса, легкой и текстильной промышленности, расположенных в г. Москве, в собственность г. Москвы в 1998 г.» Департаменту государственного и муниципального имущества города Москвы, префектам административных округов, предписано принять в собственность жилой дом, в котором расположена спорная квартира.

Распоряжением Префекта ЗАО г. Москвы от 04 октября 1999 года № 1492-РП, жилой дом, в котором расположена спорная квартира, передан на баланс муниципального предприятия – дирекции единого заказчика МО «Филевский парк».

ДД.ММ.ГГГГ Генеральным директором ОАО МТЗ «Рубин» утверждено соглашение о передаче жилищного фонда ОАО МТЗ «Рубин» в составе шести жилых корпусов на баланс и эксплуатацию ДЭЗ РФ «Филевский парк», в том числе жилого дома по адресу: г. Москва, <адрес>, корпус 1, в котором расположена спорная квартира.

ДД.ММ.ГГГГ З. обратилась в Департамент жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы с заявлением о приватизации занимаемого жилого помещения, однако ответ на указанное обращение истца до настоящего времени истцом не получен.

Принимая во внимание, что наниматель спорного жилого помещения З. отработала на предприятии, предоставившем жилое помещение более 10 лет, суд приходит к выводу, что истец с учетом положений пункта 1.1 Положения о порядке использования жилых помещений, находящихся в собственности города Москвы, ранее предоставленных гражданам по договорам субаренды или в качестве служебных жилых помещений, утвержденного Постановлением Правительства Москвы № 711-ПП «О порядке использования жилых помещений, находящихся в собственности города Москвы, ранее предоставленных гражданам по договорам субаренды или в качестве служебных жилых помещений» (в редакции постановления Правительства Москвы от 26 апреля 2011 года № 158-ПП), приобрела право пользования спорным жилым помещением и вправе заключить на указанное жилое помещение договор социального найма.

Суд также учитывает, что жилые помещения при передаче их в муниципальную собственность утрачивают статус служебных и к ним применяется правовой режим, установленный для жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма.

Поскольку З. занимает жилое помещение государственного жилищного фонда, в отношении которого с истцом должен быть заключен договор социального найма, само по себе не заключение договора социального найма, не является препятствием для приватизации спорного жилого помещения.

З. ранее не участвовала в приватизации, жилых помещений на праве собственности не имеет, все документы, необходимые для приватизации жилья, у истца имеются и представлены суду.

Таким образом, истец имеет право приобрести безвозмездно в собственность занимаемое жилое помещение.

Учитывая изложенное, суд считает исковые требования истца о признании за ней права собственности на спорную жилую площадь в порядке приватизации подлежащими удовлетворению.

Не имеется оснований для принятия решения о признании за истцом права пользования спорной площадью и обязании заключить с ней договор социального найма, поскольку судом принято решение о признании за истцом права собственности на спорную квартиру в порядке приватизации.

Требования о признании права пользования и обязании заключить договор социального найма являются взаимоисключающими с требованиями о признании права собственности на спорное жилое помещение в порядке приватизации.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования З. к Департаменту жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы о признании права пользования квартирой, обязании заключить договор социального найма, признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации, удовлетворить частично.

Признать за З. право собственности на жилое помещение – квартиру по адресу: г. Москва, <адрес>, корпус 1, <адрес>, общей площадью 33,9 кв.м., жилой площадью 20,5 кв.м. в порядке приватизации в соответствии с Законом РФ «О приватизации жилищного фонда РФ».

В остальной части в удовлетворении исковых требований З. - отказать.

адвокат по жилищным вопросам (Москва)