Решение Дорогомиловского районного суда г. Москвы от 07.12.2012 по делу №2-4225/12 - об установлении факта принятия наследства, признании права собственности в порядке наследования по завещанию
Дорогомиловский районный суд города Москвы в составе председательствующего судьи Хомук И.В., при секретаре судебного заседания Башировой Л. М., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-4225/12 по иску К. к Е. об установлении факта принятия наследства, признании права собственности в порядке наследования по завещанию,
УСТАНОВИЛ:
К. обратился в суд с иском о признании его принявшим наследство по завещанию после смерти 08 ноября 2011 года матери К. и признании права собственности на недвижимое имущество в виде 4/9 доли квартиры № 51 по адресу: город Москва, ссылаясь на то, что ранее выданное матерью завещание в 1993 году на имя Е. отменено завещанием на его имя. Он, истец, в нотариальную контору с заявлением о принятии наследства не обращался, однако фактически принял наследство, так как вступил во владение и распоряжение наследственным имуществом, нес бремя его содержания, оплатил расходы на погребение матери.
В судебное заседание истец К. не явился, извещен о месте и времени рассмотрения дела, его представители адвокат Петров Д.В. и О. в судебное заседание явились, исковые требования поддержали.
Ответчик Е. в судебное заседание не явилась, извещалась надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела, в соответствии со ст. 167 ГПК РФ суд рассмотрел дело в ее отсутствие.
Представитель 3-го лица Управления Росреестра по г. Москве не явился, извещался о месте и времени рассмотрения дела.
Суд, изучив материалы дела, выслушав участников процесса, добросив свидетелей Р., Л., считает, что иск подлежит удовлетворению.
В судебном заседании установлено и подтверждается материалами дела, что квартира №51, расположенная по адресу: город Москва, на основании договора передачи жилого помещения в собственность, принадлежала на праве долевой собственности (по 1/3 каждому) М., К. (брату истца) и К.(жене брата истца). К. умер 27 декабря 2005 года. После его смерти, на основании свидетельства о праве на наследство по закону от 11 июля 2007 1/3 доля (от 1/3) данной квартиры, т.е. 1/9 перешла в собственность матери истца — М., которая стала, в общем итоге (1/3+1/9), собственником 4/9 долей названной квартиры. Собственником других 5/9 доли являлась К. М. умерла 08 ноября 2011 года, после смерти которой открылось наследство, состоящее из принадлежащих ее вещей — ковра, мебели, собраний сочинений А.И. Куприна, И.А. Бунина, С.А. Есенина, К.М.Симонова, часов, и 4/9 доли квартиры, расположенной по адресу: город Москва.
Согласно ч. 4 ст. 35 Конституции Российской Федерации право наследования гарантируется. Наследование осуществляется по завещанию и по закону.
Наследование по закону имеет место, когда и поскольку оно не изменено завещанием, а также в иных случаях, установленных настоящим Кодексом (ст. 1111 ГК РФ). Наследником к имуществу умершей М. по завещанию от 08 июня 1993 года являлась Е., которая обратилась к нотариусу с заявлением о принятии наследства 29 декабря 2011 года, что подтверждается копией наследственного дела №, открытого нотариусом города Москвы Ханиной Т.А.
Второй наследник по завещанию от 12 февраля 2007 года - К. (л. д. 10) с заявлением о принятии наследства в установленном законом порядке не обращался.
В соответствии с требованиями ст. 1130 ГК РФ завещатель вправе отменить или изменить составленное им завещание в любое время после его совершения, не указывая при этом причины его отмены или изменения. Для отмены или изменения завещания не требуется чье-либо согласие, в тот числе лиц, назначенных наследниками в отменяемом или изменяемо завещании. Завещатель вправе посредством нового завещания отменить прежнее завещание в целом либо изменить его посредством отмены или изменен отдельных содержащихся в нем завещательных распоряжений. Последующее завещание, не содержащее прямых указаний об отмене прежнего завещания или отдельных содержащихся в нем завещательных распоряжений, отменяет это прежнее завещание полностью или в частично которой оно противоречит последующему завещанию. Составление наследодателем завещание на имя К. в 2007г., по правилам ст. 1130 ГК РФ, отменило завещание от 1993 года., на имя Е., в связи с чем она права наследовать после смерти М. не имеет.
Как пояснили в судебном заседании представители истца, К. фактически принял наследство, так как он распорядился наследственным имуществом.
Истец совместно с матерью М.. проживал в д. Сенино Талдомского района Московской области до ее смерти. К. после смерти матери оплатил ее долги, пользуется принадлежащими ей вещами: ковром, мебелью, бытовой техникой, собранием сочинений А.И. Куприна, И.А. Бунина, С.А. Есенина, К.М.Симонова, кроме того получил на память золотую цепочку, часы, кольцо с недрагоценным камнем.
Данные обстоятельства нашли свое подтверждение в показаниях Р., которая сообщила в судебном заседании, что ей принадлежит дом в дер. Сенино, который находится напротив дома истца.
С 2009 г. М.. постоянно проживала в дер. Сенино. М. незадолго до смерти взяла у свидетеля денежные средства в долг в рублях который ей вернул истец после смерти матери.
Свидетель Л., в судебном заседании показал, что помогал перевозить вещи: бытовую технику, книги, телевизор из дер. Сенино в квартиру истца в Москве. Со слов дочери истца ему известно, что данные вещи принадлежали матери К.
В силу п. 1 статьи 1152 ГК Российской Федерации для приобретения наследства наследник должен его принять. Согласно п. 2 ст. 1153 ГК РФ признается, пока не доказано иное, что наследник принял наследство, если он совершил действия, свидетельствующие о фактическом принятии наследства, в частности если наследник: вступил во владение или в управление наследственным имуществом; принял меры по сохранению наследственного имущества, защите его от посягательств или притязаний третьих лиц; произвел за свой счет расходы на содержание наследственного имущества; оплатил за свой счет долги наследодателя или получил от третьих лиц причитавшиеся наследодателю денежные средства.
Как разъяснил Верховный Суд РФ в п. 36 постановления Пленума от 29 мая 2012 года № 9 «О судебной практике по делам о наследовании» под совершением наследником действий, свидетельствующих о фактическом принятии наследства, следует понимать совершение предусмотренных пунктом 2 статьи 1153 ГК РФ действий, а также иных действий по управлению, распоряжению и пользованию наследственным имуществом, поддержанию его в надлежащем состоянии, в которых проявляется отношение наследника к наследству как к собственному имуществу. В качестве таких действий, в частности, могут выступать: вселение наследника в принадлежавшее наследодателю жилое помещение или проживание в нем на день открытия наследства (в том числе без регистрации наследника по месту жительства или по месту пребывания), обработка наследником земельного участка, подача в суд заявления о защите своих наследственных прав, обращение с требованием о проведении описи имущества наследодателя, осуществление оплаты коммунальных услуг, страховых платежей, возмещение за счет наследственного имущества расходов, предусмотренных статьей 1174 ГК РФ, иные действия по владению, пользованию и распоряжению наследственным имуществом. При этом такие действия могут, быть совершены как самим наследником, так и по его поручению другими лицами. Указанные действия должны быть совершены в течение срока принятия наследства, установленного статьей 1154 ГК РФ. Совершение К. с течение 6-ти месячного срока после смерти матери действий по распоряжению наследственным имуществом, по правилам ст. 1152 ГК РФ, свидетельствует о принятии им наследства в полном объеме, в том числе 4/9 квартиры № 51 по адресу: город Москва. В соответствии с п. 4 ст. 1152 ГК РФ принятое наследство признается принадлежащим наследнику со дня открытия наследства независимо от времени его фактического принятия, а также независимо от момента государственной регистрации права наследника на наследственное имущество, когда такое право подлежит государственной регистрации.
Следовательно, К., как наследника по завещанию, со дня открытия наследства является собственником спорного жилого помещения.
При таких обстоятельствах, суд удовлетворяет исковые требования К.. к Е. об установлении факта принятия наследства, признании права собственности в порядке наследования по завещанию на 4/9 доли квартиры № 51, расположенной по адресу: г. Москва.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд,
РЕШИЛ:
Исковые требования К. к Е. об установлении факта принятия наследства, признании права собственности в порядке наследования по завещанию удовлетворить.
Признать за К. право собственности в порядке наследования по завещанию на 4/9 доли квартиры №51, расположенной по адресу: город Москва, после смерти М.
Решение является основанием для погашения записи о праве собственности М. на 4/9 доли квартиры по адресу: город Москва, в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним и регистрации записи о праве собственности К. на 4/9 доли указанного объекта в порядке наследования по завещанию после смерти М.
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме в апелляционном порядке в Московский городской суд.