Адвокат Дмитрий Петров, Москва

Заявление о признании незаконным отказа в регистрации по месту жительства. Образец. Адвокат по жилищным вопросам

Юридическая консультация адвоката по жилищным вопросам. Часть 1 статьи 70 Жилищного кодекса РФ ставит в зависимость от соблюдения учетной нормы общей площади жилого помещения на одного человека только вселение нанимателем других граждан в качестве проживающих совместно с ним членов своей семьи и не ограничивает подобным условием право нанимателя на вселение в занимаемое им по договору социального найма жилое помещение своего супруга, своих детей и родителей.

Часть 1 статьи 70 Жилищного кодекса РФ не допускает возможности запрета вселения супруга, детей и родителей нанимателя по мотиву уменьшения общей площади жилого помещения ниже учетной нормы на одного человека.

Адвокатскую практику по аналогичному делу, можно посмотреть здесь.

 

Останкинский районный суд г. Москвы
Заявители:

Заинтересованные лица: Управление департамента жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы в СВАО

Отделение по району Марьина Роща ОУФМС России по городу Москве в СВАО

 

Заявление
о признании незаконным отказа в регистрации по месту жительства

Я, проживаю в коммунальной квартире, расположенной по адресу: г. Москва, где занимаю на основании ордера одну комнату площадью 18,99 кв.м.

Указанная квартира состоит из двух комнат площадью 18,99 и 11,50 кв.м., имеет общую площадь 45,90 кв.м., жилую площадь 27,80 кв.м.

Кроме меня, в квартире никто по месту жительства не зарегистрирован, комната площадью 11,50 кв.м. находится в собственности гражданки.

В комнату я вселилась 16 марта 2002 года. Мой сын вселился в комнату одновременно со мной. В указанной комнате он и проживает по настоящее время.

В 2003 году мы обращались в Департамент жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы с заявлением о регистрации по месту жительства моего сына. В регистрации по месту жительства было отказано.

09 октября 2008 года я вновь обратилась в отделение по району Марьина Роща ОУФМС России по городу Москве в СВАО с заявлением о регистрации по месту жительства моего сына. При этом я представила все установленные законом документы. В регистрации по месту жительства было отказано.

 

Отказ является неправомерным по следующим основаниям.

Согласно ст. 27 Конституции РФ каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства. В соответствии с ч. 3 ст. 55 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Кайзер А.А. на территории Российской Федерации находится законно, он гражданин России, следовательно, вправе свободно выбирать место пребывания и жительства, а также свободно передвигаться. Данное право заявителя не может быть ограничено, поскольку его пребывание в Москве не является угрозой для основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, безопасности государства.

Правоотношения по регистрации и снятию граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации регулируются Законом Российской Федерации «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» и «Правилами регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации».

В соответствии с Законом Российской Федерации «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» устанавливается, что регистрация носит уведомительный характер, за исключением случаев, когда разрешительный характер регистрации прямо предусмотрен законом.

 

Согласно ст. 8 Закона Право граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации в соответствии с законами Российской Федерации может быть ограничено:

в пограничной полосе;

в закрытых военных городках;

в закрытых административно-территориальных образованиях;

в зонах экологического бедствия;

на отдельных территориях и в населенных пунктах, где в случае опасности распространения инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний и отравлений людей введены особые условия и режимы проживания населения и хозяйственной деятельности;

на территориях, где введено чрезвычайное или военное положение.

К указанным территориям город Москва не относится.

Согласно 6 Закона гражданин Российской Федерации, изменивший место жительства, обязан не позднее семи дней со дня прибытия на новое место жительства обратиться к должностному лицу, ответственному за регистрацию, с заявлением по установленной форме. При этом предъявляются:

паспорт или иной заменяющий его документ, удостоверяющий личность гражданина;

документ, являющийся основанием для вселения гражданина в жилое помещение (ордер, договор, заявление лица, предоставившего гражданину жилое помещение, или иной документ), или его надлежаще заверенная копия.

Орган регистрационного учета обязан зарегистрировать гражданина по месту жительства не позднее трех дней со дня предъявления им документов на регистрацию.

Все необходимые для регистрации документы были представлены.

Каких либо ограничений для регистрации в г. Москве Закон не устанавливает.

 

Порядок регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации регулируется «Правилами регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации» (Утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 1995 г. № 713).

Органом регистрационного учета является ФМС России и ее территориальные подразделения.

Конституционный Суд РФ в постановлении от 02.02.1998 N 4-П «По делу о проверке конституционности пунктов 10, 12 и 21 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 1995 г. N 713» указал, что перечисленные основания для ограничений права выбирать место пребывания и жительства не соответствуют Конституции.

Согласно п. 17 Правил должностные лица, ответственные за регистрацию, а также граждане и юридические лица, предоставляющие для проживания принадлежащие им на праве собственности жилые помещения, в 3-дневный срок со дня обращения граждан передают документы, указанные в пункте 16 настоящих Правил, вместе с адресными листками прибытия и формами статистического учета в органы регистрационного учета.

Согласно п. 18 Правил органы регистрационного учета в 3-дневный срок со дня поступления документов регистрируют граждан по месту жительства и производят в их паспортах отметку о регистрации по месту жительства. Гражданам, регистрация которых производится по иным документам, удостоверяющим личность, выдается свидетельство о регистрации по месту жительства.

Каких либо ограничений для регистрации в г. Москве Правила также не устанавливают.

 

Согласно п. 25 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 2 от 10 февраля 2009 г. «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» При рассмотрении дела по существу суду надлежит выяснять:

имеет ли орган (лицо) полномочия на принятие решения или совершение действия. В случае, когда принятие или непринятие решения, совершение или несовершение действия в силу закона или иного нормативного правового акта отнесено к усмотрению органа или лица, решение, действие (бездействие) которых оспариваются, суд не вправе оценивать целесообразность такого решения, действия (бездействия), например при оспаривании бездействия, выразившегося в непринятии акта о награждении конкретного лица;

соблюден ли порядок принятия решений, совершения действий органом или лицом в том случае, если такие требования установлены нормативными правовыми актами (форма, сроки, основания, процедура и т.п.). При этом следует иметь в виду, что о незаконности оспариваемых решений, действий (бездействия) свидетельствует лишь существенное несоблюдение установленного порядка;

соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного действия (бездействия) требованиям закона и иного нормативного правового акта, регулирующих данные правоотношения.

Основанием к удовлетворению заявления может служить нарушение требований законодательства хотя бы по одному из оснований, свидетельствующих о незаконности принятых решений, совершенных действий (бездействия).

Действующим законодательством не предусмотрен отказ органов регистрационного учета в регистрации по месту жительства на основании «мнения Общественной жилищной комиссии при Префектуре СВАО».

Кроме того, в компетенцию указанной комиссии не входит решение вопроса о регистрации гражданина по месту жительства (как и вопроса о вселении).

Отказ в регистрации также не соответствует требованиям закона, регулирующего данные правоотношения. Регистрация члена семьи носит уведомительный а не разрешительный характер.

В соответствии с частью 1 статьи 70 Жилищного кодекса РФ наниматель с согласия в письменной форме членов своей семьи, в том числе временно отсутствующих членов своей семьи, вправе вселить в занимаемое им жилое помещение по договору социального найма своего супруга, своих детей и родителей или с согласия в письменной форме членов своей семьи, в том числе временно отсутствующих членов своей семьи, и наймодателя - других граждан в качестве проживающих совместно с ним членов своей семьи. Наймодатель может запретить вселение граждан в качестве проживающих совместно с нанимателем членов его семьи в случае, если после их вселения общая площадь соответствующего жилого помещения на одного члена семьи составит менее учетной нормы. На вселение к родителям их несовершеннолетних детей не требуется согласие остальных членов семьи нанимателя и согласие наймодателя.

Из приведенного законоположения следует, что законодатель, определяя право нанимателя на вселение в занимаемое им жилое помещение по договору социального найма других граждан в качестве членов своей семьи, разграничил их на две категории: 1) супруг, дети и родители нанимателя; 2) другие граждане, вселяемые в качестве проживающих совместно с нанимателем членов его семьи. Для каждой из этих категорий членов семьи установлены различные условия вселения: согласие наймодателя в письменной форме требуется и наймодатель наделен правом запретить вселение, если общая площадь на каждого человека составит менее учетной нормы, только при вселении граждан в качестве проживающих совместно с нанимателем членов его семьи. Право нанимателя на вселение в занимаемое им жилое помещение своего супруга, своих детей и родителей не поставлено в зависимость от согласия наймодателя и не ограничено требованием о соблюдении учетной нормы общей площади соответствующего жилого помещения.

Таким образом часть 1 статьи 70 Жилищного кодекса РФ ставит в зависимость от соблюдения учетной нормы общей площади жилого помещения на одного человека только вселение нанимателем других граждан в качестве проживающих совместно с ним членов своей семьи и не ограничивает подобным условием право нанимателя на вселение в занимаемое им по договору социального найма жилое помещение своего супруга, своих детей и родителей.

Часть 1 статьи 70 Жилищного кодекса РФ не допускает возможности запрета вселения супруга, детей и родителей нанимателя по мотиву уменьшения общей площади жилого помещения ниже учетной нормы на одного человека.

Решением Верховного Суда РФ от 16.01.2008 № ГКПИ07-1022 признан недействующим и не подлежащим применению со дня вступления решения в законную силу подпункт «а» пункта 9 Правил пользования жилыми помещениями, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 января 2006 года № 25, в той мере, в которой эта норма требует согласие (в письменной форме) наймодателя на вселение нанимателем в занимаемое им по договору социального найма жилое помещение своего супруга, своих детей и родителей.

Ссылка заинтересованного лица в обоснование отказа на статью 679 Гражданского кодекса РФ, регламентирующую условия вселения граждан, постоянно проживающих с нанимателем, является ошибочной. В силу пункта 3 статьи 672 данного Кодекса положения названной статьи подлежали бы применению к договору социального найма жилого помещения, если бы иное не было предусмотрено жилищным законодательством. Жилищным законодательством, как указано выше, установлены иные, чем предусмотрено статьей 679 названного Кодекса, условия вселения нанимателем в занимаемое им жилое помещение по договору социального найма других граждан в качестве членов своей семьи.

Следовательно, отказ в регистрации противоречит как Конституции РФ, так и Закону РФ от 25.06.1993, Правилам регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, т.к. не предусмотренное законом ограничение прав граждан недопустимо.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 254-258 ГПК РФ,

Прошу:

Признать отказ в регистрации по месту жительства по адресу: г. Москва, не соответствующим закону и обязать отделение по району Марьина Роща ОУФМС России по городу Москве в СВАО зарегистрировать по месту жительства по адресу: г. Москва,

профессиональный адвокат по жилищным вопросам в Москве